Вопрос:
Согласно Закону от 6 апреля 2006 г. N 1010-КЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» продолжительность отпуска зависит от стажа работы в должности спасателя.
Имеет ли право работник, проработавший более 15 лет в спасательной службе в должности водолаза, на удлиненный основной отпуск согласно данному закону?
Аналогичная продолжительность отпуска в зависимости от непрерывного стажа работы установлена п. 5 ст. 25 упомянутого Вами Закона Краснодарского края от 06.04.2006 N 1010-КЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее — Закон N 1010-КЗ).
Как видим, удлиненный основной отпуск, предусмотренный п. 5 ст. 25 Закона N 1010-КЗ, предоставляется именно работникам занимающими должность «спасатель». В связи с этим отметим, что в отношении спасателей установлен особый порядок присвоения им такого статуса. Граждане РФ, проживающие на территории Краснодарского края, приобретают статус спасателей на основании решения территориальной аттестационной комиссии по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (п. 1 ст. 20 Закона N 1010-КЗ).
Аттестация спасателей проводится в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя». После присвоения статуса спасателям органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя (п. 2 ст. 20 Закона N 1010-КЗ).
Таким образом, право на удлиненный основной отпуск, предусмотренный п. 5 ст. 25 Закона N 1010-КЗ, имеют лишь граждане, которым по итогам аттестации присвоен статус спасателя, при условии, что ими выработан непрерывный стаж работы, предусмотренный п. 5 ст. 25 Закона N 1010-КЗ.
Так как работа спасателя дает право на получение льгот и гарантий, предусмотренных Законами N 151-ФЗ и N 1010-КЗ, именно эта должность должная быть указана в трудовом договоре, заключенном с работником и его трудовой книжке (часть вторая ст. 57 ТК РФ, п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69)*(1). Соответственно, работник, занимающий должность «водолаз», не имеет право на удлиненный отпуск, предусмотренный п. 5 ст. 25 Закона N 1010-КЗ.
Не исключена ситуация, что, работая по должности «водолаз», работник фактически выполняет работу спасателя, получив по итогам аттестации статус спасателя. На наш взгляд, в таком случае работник вправе потребовать от работодателя внести в трудовую книжку соответствующие записи в соответствии с п. 1.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек и соответствующие изменения в трудовой договор, а в случае отказа работодателя — обратиться в суд. В таком случае, если непрерывный стаж работы работника в профессиональной аварийно-спасательной службе соответствует указанному в п. 5 ст. 25 Закона N 1010-КЗ, он имеет право на удлиненный основной отпуск, предусмотренный данным пунктом (смотрите, например, апелляционное определение Пермского краевого суда от 09.07.2012 N 33-5820/2012).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) По данному вопросу рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
— Вопрос: Какие квалификационные требования установлены в настоящее время для спасателей аварийно-спасательной службы воздушного транспорта? Необходимо ли делить должности спасателей на классы? Ранее квалификационные требования к этой должности и необходимость деления на классы были предусмотрены постановлением Минтруда РФ от 26.04.1994 N 33 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2010 г.).
Еще статьи из этого раздела
- Планируется, что совокупный размер заработной платы сотрудника организации резидента РФ в 2021 году превысит 5 млн. руб. Как рассчитывать НДФЛ по данному сотруднику? Как применять налоговые вычеты и учитывать подарки и иные необлагаемые доходы? Как рассчитать НДФЛ в случае, если заработная плата достигнет предела в июле 2021 года, а в декабре сотруднику будет выдан подарок стоимостью 7000 руб.? Вводятся ли дополнительные коды доходов для справок НДФЛ для базы, облагаемой по ставке 15%?
- Должны ли внешние совместители, которые устраиваются работать в поликлинику, проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, или достаточно документов о прохождении медицинских осмотров с основного места работы?
- Организация занимается техническим обслуживанием автомобилей и применяет систему налогообложения УСН с объектом налогообложения \»доходы минус расходы\». Также есть договор комиссии, по которому организация отгружает материалы и осуществляет услуги по их установке. Сертификаты бессрочные, неименные, предполагают использование до полного погашения номинала (\»сгорание\» неиспользованных сумм не предусмотрено). Как в кассовых чеках следует отражать продажу собственных подарочных сертификатов на услуги, а также их отражение в бухгалтерском учете?
- Мясоконсервный комбинат занимается производством и реализацией мясной и колбасной продукции. В настоящее время комбинат планирует провести акцию на свою продукцию, например «при покупке 4 батонов колбасы 1 батон в подарок». Акция будет проводиться для оптовых покупателей. Условие о предоставлении бонуса будет отражаться в дополнительных соглашениях к договорам поставки (купли-продажи). Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Каков порядок налогообложения данной операции (налог на прибыль и НДС)?
- Организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. После получения декларации (в 2017 году) налоговый орган выставил организации требование о представлении документов, в котором со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ затребовал первичные документы, подтверждающие финансовый результат 2014 года. После того как организация представила в ИФНС затребованные первичные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствуют ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации. Организация не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. Организация не является участником договора инвестиционного товарищества или консолидированной группы налогоплательщиков. Имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки (в соответствии со ст. 88 НК РФ) запрашивать дополнительные документы — регистры бухгалтерского и налогового учета?

