Гарант-Сервис
Звоните нам:
8 (4812) 244-259
клиентский отдел Гнутова Юлия 8 910-115-33-91
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Услуги, которые оказывают организация, не включены в перечень видов деятельности
28 февраля 2012
Вопрос:

Услуги, которые оказывают организация (общий режим налогообложения) и ИП (УСН), не включены в перечень видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, оказываются организациям и ИП (не населению) и носят производственный, а не потребительский характер.
Обязательно ли применение кассового аппарата при получении наличной оплаты за услуги?

Ответ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов за услуги, оказываемые юридическим лицам, обязательно.

При оказании услуг индивидуальным предпринимателям, если эти услуги включены в Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), вместо применения контрольно-кассовой техники можно выдавать бланки строгой отчетности.

Обоснование вывода:
Порядок применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) установлен Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Исключения из общего правила установлены в п.п. 2, 2.1 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

Так, п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП) могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО). Порядок утверждения бланков строгой отчетности предусмотрен постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Как указано в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин», действие данного пункта распространяется и на случаи предоставления услуг индивидуальным предпринимателям.

По мнению специалистов Минфина России, принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, определяется Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (письма Минфина России от 25.11.2010 N 03-01-15/8-250, от 15.12.2008 N 03-01-15/12-376). В связи с этим считаем, что при решении вопроса о возможности применения БСО при оказании услуг индивидуальным предпринимателям следует установить, перечислены ли эти услуги в ОКУН или нет. В случае их отсутствия применение БСО может привести к спорам с налоговыми органами.

Действие п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ относится к налогоплательщикам, применяющим единый налог на вмененный доход, и к рассматриваемой ситуации отношения не имеет.

Пунктом 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ исключение сделано для организаций и ИП, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при розничной продаже указанных здесь же товаров и приеме у населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома. Список таких видов деятельности является закрытым.

Таким образом, если организация и (или) ИП получают наличные денежные средства в рамках договоров оказания услуг с другими организациями, применение ККТ для них является обязательным. В случае оказания услуг индивидуальным предпринимателям вместо применения ККТ можно выдавать бланки строгой отчетности.

Ответственность за неприменение ККТ предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ. Неприменение ККТ в установленных федеральными законами случаях влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
— на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
— на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

О практике применения ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, смотрите постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин».
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Машедо Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Смоленский филиал МИИТ