Вопрос:
Услуги, которые оказывают организация (общий режим налогообложения) и ИП (УСН), не включены в перечень видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, оказываются организациям и ИП (не населению) и носят производственный, а не потребительский характер.
Обязательно ли применение кассового аппарата при получении наличной оплаты за услуги?
Применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов за услуги, оказываемые юридическим лицам, обязательно.
При оказании услуг индивидуальным предпринимателям, если эти услуги включены в Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), вместо применения контрольно-кассовой техники можно выдавать бланки строгой отчетности.
Обоснование вывода:
Порядок применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) установлен Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Исключения из общего правила установлены в п.п. 2, 2.1 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
Так, п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП) могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО). Порядок утверждения бланков строгой отчетности предусмотрен постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Как указано в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин», действие данного пункта распространяется и на случаи предоставления услуг индивидуальным предпринимателям.
По мнению специалистов Минфина России, принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, определяется Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (письма Минфина России от 25.11.2010 N 03-01-15/8-250, от 15.12.2008 N 03-01-15/12-376). В связи с этим считаем, что при решении вопроса о возможности применения БСО при оказании услуг индивидуальным предпринимателям следует установить, перечислены ли эти услуги в ОКУН или нет. В случае их отсутствия применение БСО может привести к спорам с налоговыми органами.
Действие п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ относится к налогоплательщикам, применяющим единый налог на вмененный доход, и к рассматриваемой ситуации отношения не имеет.
Пунктом 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ исключение сделано для организаций и ИП, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при розничной продаже указанных здесь же товаров и приеме у населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома. Список таких видов деятельности является закрытым.
Таким образом, если организация и (или) ИП получают наличные денежные средства в рамках договоров оказания услуг с другими организациями, применение ККТ для них является обязательным. В случае оказания услуг индивидуальным предпринимателям вместо применения ККТ можно выдавать бланки строгой отчетности.
Ответственность за неприменение ККТ предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ. Неприменение ККТ в установленных федеральными законами случаях влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
— на граждан — в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
— на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
— на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Машедо Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Планируется, что совокупный размер заработной платы сотрудника организации резидента РФ в 2021 году превысит 5 млн. руб. Как рассчитывать НДФЛ по данному сотруднику? Как применять налоговые вычеты и учитывать подарки и иные необлагаемые доходы? Как рассчитать НДФЛ в случае, если заработная плата достигнет предела в июле 2021 года, а в декабре сотруднику будет выдан подарок стоимостью 7000 руб.? Вводятся ли дополнительные коды доходов для справок НДФЛ для базы, облагаемой по ставке 15%?
- Должны ли внешние совместители, которые устраиваются работать в поликлинику, проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, или достаточно документов о прохождении медицинских осмотров с основного места работы?
- Организация занимается техническим обслуживанием автомобилей и применяет систему налогообложения УСН с объектом налогообложения \"доходы минус расходы\". Также есть договор комиссии, по которому организация отгружает материалы и осуществляет услуги по их установке. Сертификаты бессрочные, неименные, предполагают использование до полного погашения номинала (\"сгорание\" неиспользованных сумм не предусмотрено). Как в кассовых чеках следует отражать продажу собственных подарочных сертификатов на услуги, а также их отражение в бухгалтерском учете?
- Мясоконсервный комбинат занимается производством и реализацией мясной и колбасной продукции. В настоящее время комбинат планирует провести акцию на свою продукцию, например «при покупке 4 батонов колбасы 1 батон в подарок». Акция будет проводиться для оптовых покупателей. Условие о предоставлении бонуса будет отражаться в дополнительных соглашениях к договорам поставки (купли-продажи). Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Каков порядок налогообложения данной операции (налог на прибыль и НДС)?
- Организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. После получения декларации (в 2017 году) налоговый орган выставил организации требование о представлении документов, в котором со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ затребовал первичные документы, подтверждающие финансовый результат 2014 года. После того как организация представила в ИФНС затребованные первичные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствуют ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации. Организация не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. Организация не является участником договора инвестиционного товарищества или консолидированной группы налогоплательщиков. Имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки (в соответствии со ст. 88 НК РФ) запрашивать дополнительные документы — регистры бухгалтерского и налогового учета?