Вопрос:
Организация провела работы по модернизации движимого имущества, принятого на учет в качестве основного средства до 01.01.2013.
Возникает ли обязанность уплаты налога на имущество по данному объекту?
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций (далее — Налог) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения по Налогу для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 НК РФ.
При этом движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признается объектом налогообложения по Налогу (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).
Поскольку в рассматриваемой ситуации модернизированный объект движимого имущества был принят организацией на учет в качестве основного средства до 1 января 2013 года, он продолжает оставаться объектом налогообложения по Налогу.
Порядок бухгалтерского учета основных средств установлен ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01).
Работы по модернизации относятся к способу восстановления объектов основных средств, в результате которых происходит увеличение первоначальной стоимости указанных объектов при улучшении (повышении) первоначально принятых нормативных показателей их функционирования (п.п. 26, 27 ПБУ 6/01).
Поскольку в результате проведения модернизации не образуется нового объекта основных средств (п. 6 ПБУ 6/01), у организации в рассматриваемой ситуации не возникает и нового (дополнительного) объекта налогообложения Налогом.
В то же время необходимо учитывать, что в общем случае налоговая база по Налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (п. 3 ст. 375 НК РФ).
Из п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, следует, что остаточная стоимость объекта основных средств представляет собой разницу между его первоначальной или текущей (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной амортизации.
Следовательно, в результате осуществления работ по модернизации объекта основных средств произойдет изменение показателя его остаточной стоимости, используемого при расчете налоговой базы по Налогу. При этом организация в рассматриваемой ситуации не вправе применять положения пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ в отношении затрат на модернизацию объекта основных средств, являющегося движимым имуществом, принятого на учет до 1 января 2013 года (смотрите, например, письмо Минфина России от 01.03.2013 N 03-05-05-01/6096).
Минфин России в письме от 15.12.2009 N 03-05-05-01/81 отмечал, что при увеличении первоначальной стоимости объекта основных средств в результате, в частности, модернизации годовая сумма амортизационных отчислений пересчитывается исходя из остаточной стоимости объекта, увеличенной на затраты на модернизацию и реконструкцию, и оставшегося срока полезного использования, в том числе пересмотренного срока полезного использования реконструированного объекта в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Планируется, что совокупный размер заработной платы сотрудника организации резидента РФ в 2021 году превысит 5 млн. руб. Как рассчитывать НДФЛ по данному сотруднику? Как применять налоговые вычеты и учитывать подарки и иные необлагаемые доходы? Как рассчитать НДФЛ в случае, если заработная плата достигнет предела в июле 2021 года, а в декабре сотруднику будет выдан подарок стоимостью 7000 руб.? Вводятся ли дополнительные коды доходов для справок НДФЛ для базы, облагаемой по ставке 15%?
- Должны ли внешние совместители, которые устраиваются работать в поликлинику, проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, или достаточно документов о прохождении медицинских осмотров с основного места работы?
- Организация занимается техническим обслуживанием автомобилей и применяет систему налогообложения УСН с объектом налогообложения \"доходы минус расходы\". Также есть договор комиссии, по которому организация отгружает материалы и осуществляет услуги по их установке. Сертификаты бессрочные, неименные, предполагают использование до полного погашения номинала (\"сгорание\" неиспользованных сумм не предусмотрено). Как в кассовых чеках следует отражать продажу собственных подарочных сертификатов на услуги, а также их отражение в бухгалтерском учете?
- Мясоконсервный комбинат занимается производством и реализацией мясной и колбасной продукции. В настоящее время комбинат планирует провести акцию на свою продукцию, например «при покупке 4 батонов колбасы 1 батон в подарок». Акция будет проводиться для оптовых покупателей. Условие о предоставлении бонуса будет отражаться в дополнительных соглашениях к договорам поставки (купли-продажи). Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Каков порядок налогообложения данной операции (налог на прибыль и НДС)?
- Организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. После получения декларации (в 2017 году) налоговый орган выставил организации требование о представлении документов, в котором со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ затребовал первичные документы, подтверждающие финансовый результат 2014 года. После того как организация представила в ИФНС затребованные первичные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствуют ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации. Организация не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. Организация не является участником договора инвестиционного товарищества или консолидированной группы налогоплательщиков. Имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки (в соответствии со ст. 88 НК РФ) запрашивать дополнительные документы — регистры бухгалтерского и налогового учета?