Звоните нам:
8 (4812) 244-259 клиентский отдел Гнутова Юлия 8 910-115-33-91 |
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
|
Бухгалтерский учет: на пороге 2010 года
7 декабря 2009
В течение всего года много различной информации было о том, что вот-вот будет принят новый Закон «О бухгалтерском учете». Тем не менее год уже практически завершился, а никакой официальной информации о судьбе новшеств в законодательстве о бухгалтерском учете не появилось. Дополнительным поводом для беспокойства бухгалтерского сообщества стал опубликованный на сайте Минфина России проект приказа об изменениях в формы бухгалтерской отчетности. Есть ряд и других вопросов, возникающих при подготовке годового отчета. Рассказать о том, к чему надо готовиться бухгалтерам, мы попросили Игоря Николаевича Ложникова, генерального директора ИПБ России, директора Департамента методологии бухгалтерского учета ЗАО «Эйч Эл Би Внешаудит», доцента, заслуженного экономиста России. Здравствуйте, Игорь Николаевич! Вот наш первый вопрос. Проект Федерального закона «О бухгалтерском учете» предложен Минфином России для обсуждения общественности. У ИПБ России есть пожелания и предложения по изменению положений Закона? Здравствуйте! Разумеется, есть. Комитет ИПБ России по методологии бухгалтерского учета и налогообложению в коммерческих организациях провел заседание, на котором обсуждалась последняя редакция проекта Федерального закона «О бухгалтерском учете». Свои предложения высказали многие профессиональные бухгалтеры, а также территориальные институты и ряд других представителей научной и профессиональной общественности, которые не входят в состав нашего Института, но тем не менее обратились к нам с соответствующими пожеланиями. Все эти предложения в настоящее время обобщены и направляются в Министерство финансов РФ. Как Вы оцениваете перспективы вступления в силу нового Закона уже с 2010 года? Вступление в действие проекта Федерального закона «О бухгалтерском учете» с 2010 года является маловероятным. Данный проект Закона не внесен на рассмотрение осенней сессии Государственной думы. А весенняя сессия состоится только в 2010 году. Поэтому если проект Закона будет внесен на рассмотрение весенней сессии российского парламента, то, вероятно, он вступит в силу с 2011 года. Ведь, как правило, федеральные законы применяются с года, следующего за годом принятия. Согласно новому Закону о бухгалтерском учете освобождаются от ведения бухгалтерского учета только 2 категории экономических субъектов: индивидуальные предприниматели, адвокаты и иные лица, занимающиеся частной практикой, а также филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, находящееся на территории РФ. Выходит, что применение «упрощенки» не отменяет обязанности ведения бухгалтерского учета? Если да, то каким образом фирмам на УСН восстановить данные учета? Какие еще неприятные новшества для малого бизнеса несет в себе Закон? На мой взгляд, обязанность организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, вести бухгалтерский учет нельзя называть неприятным новшеством. Учетная дисциплина кроме пользы для нашего государства ничего не принесет. Считаю, что назрела необходимость ввести обязательный бухгалтерский учет для всех организаций, и полностью солидарен с позицией Министерства финансов РФ по этому вопросу. На основании итогов инвентаризации надо провести оценку того имущества, которое у предприятия будет в наличии. После этого следует принять имущество к бухгалтерскому учету. Таким образом, в активе бухгалтерского баланса будет отражено имущество в оценке, которую установят организация или оценщик по данным инвентаризации, а в пассиве должны быть представлены источники формирования имущества. Обратите внимание: даже у малых предприятий в учредительных документах есть определенные так называемые реперные точки. Это, в частности, величина уставного капитала, а для товариществ — величина складочного капитала, которые в обязательном порядке должны быть отражены в бухгалтерской отчетности. Естественно, у организаций, даже у малого бизнеса, могут быть обязательства перед поставщиками, подрядчиками, обязательства, связанные с предоставлением кредитов и займов. Если такие обязательства имеются, то они также должны быть отражены в бухгалтерской отчетности на основании соответствующих договоров. Допустим, договора займа, кредита и т. д. Что касается возможных расхождений между стоимостью имущества (активом) и их источниками (пассивом), то они должны регулироваться статьей «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В настоящее время согласно Федеральному закону от 26 ноября 1996 года N 129-ФЗ существуют понятия «отчетный год» и «отчетный период». Причем отчетным годом признается календарный год с 1 января по 31 декабря, за исключением некоторых случаев. В новом Законе о бухгалтерском учете закреплено понятие «отчетный период», только он определяется как календарный год. Это ошибка (недоработка) авторов, или новое определение понятия «отчетный период» введено с целью сближения бухгалтерского учета и налогообложения? На мой взгляд, применительно к понятию «отчетный год» понятие «отчетный период» является синонимом. В то же время мы прекрасно понимаем, что «отчетный период» — понятие более широкое и относится не только к годовой бухгалтерской отчетности, но и к промежуточной, то есть бухгалтерской отчетности, которая представляется за период менее одного года (I квартал, полугодие, 9 месяцев). В проекте Закона не совсем четко прописаны положения, которые касаются промежуточной бухгалтерской отчетности, особенно что касается сроков ее представления и периодов, за которые ее надо формировать. Порядок ее формирования отдадут на откуп организациям или все же в дальнейшем Закон будет доработан? Вынужден с вами согласиться, что в проекте Федерального закона «О бухгалтерском учете» нет четкости по этому поводу. Приведена лишь общая норма о возможности формирования промежуточной отчетности. По-видимому, конкретизация этой общей нормы будет содержаться в соответствующих Положениях (Стандартах) по бухгалтерскому учету. Что касается передачи указанных прав и полномочий организациям, то я не сторонник такой самостоятельности. Очевидно, что анализировать информацию по организации один раз в год недостаточно. Для достоверного и объективного анализа необходимо иметь информацию за более короткие периоды. Тем более на сегодняшний день в условиях автоматизации учетного процесса формирование бухгалтерской отчетности не так сложно и не потребует больших денежных средств и затрат труда. На сайте Минфина России опубликован проект приказа, которым предполагается внести изменения в бланки форм бухгалтерской отчетности. В частности, из формы N 1 «Бухгалтерский баланс» исчезли расшифровки статей «Запасы», «Дебиторская задолженность» и т. д. С чем это связано? Какова вероятность того, что обновленные формы надо будет применять уже при формировании годовой бухгалтерской отчетности за 2009 год? По моему мнению, в рамках годовой отчетности за 2009 год данные формы бухгалтерской отчетности использованы не будут. В лучшем случае они могут быть введены с отчетности за I квартал 2010 года. В форме N 1 «Бухгалтерский баланс» в разделе IV «Долгосрочные обязательства» появилась новая статья «Резервы под условные обязательства». Какие сведения надо по ней указывать? Где их указывали раньше? В данном случае лучше дождаться официальных разъяснений Министерства финансов РФ, чтобы не фантазировать по этому поводу. Как специалист в области бухгалтерского учета, считаю, что резервы под условные обязательства будут касаться главным образом резервов по ремонту основных средств, по искам, резервов на гарантийное обслуживание и ремонт техники и товаров. Что касается того, где были эти суммы ранее, то они были приведены по статье «Резервы предстоящих расходов». По-видимому, как раз из этой статьи они и перекочуют в новую статью «Резервы по условным обязательствам». Тем не менее окончательное решение будет принимать Министерство финансов РФ. В каком объеме малые предприятия обязаны представлять бухгалтерскую отчетность? Должны ли формировать пояснительную записку? Объем бухгалтерской отчетности регулируется приказом Минфина России от 22 июля 2003 года N 67н. В этом приказе для малых предприятий установлено два формата представления бухгалтерской отчетности в зависимости от обязанности проводить обязательный аудит. Так, по организациям, где нет обязанности проводить ежегодный аудит, отчетность допускается составлять в объеме показателей по группам статьей бухгалтерского баланса (форма N 1) и статьям отчета о прибылях и убытках (форма N 2) без дополнительных расшифровок в этих формах. Те организации, которые должны проводить обязательный аудит, отчетность составляют в общем порядке. Пояснительная записка в данном случае может представляться по усмотрению организации. Вместе с тем надо учитывать, что малые предприятия, на которых аудит является обязательным, могут использовать упрощенную систему формирования бухгалтерской отчетности и систему представления данных бухгалтерского учета. Это выражается, в частности, в том, что они могут использовать разработки программ автоматизации бухгалтерского учета в качестве аналога, например, базирующихся на сокращенном или усеченном объеме журналов-ордеров. Кроме того, они вправе несколько синтетических счетов объединять в один счет, все затраты в конце месяца списывать на выпуск, не оставляя незавершенного производства, использовать вместо метода начисления кассовый метод и т. д. Это, безусловно, упрощает бухгалтерский учет и сокращает объем сводных хозяйственных операций. Надо ли бухгалтерскую отчетность в налоговые органы направлять по телекоммуникационным каналам связи, если этого требуют налоговые органы? Да, безусловно. Исходя из того, что для организаций на УСН действуют новые объемы, ограничивающие применение спецрежима, то «упрощенцы» могут попасть под обязательный аудит. Как им быть, если по объему выручки они подпадают под аудит, но бухгалтерский учет в организации не велся? Как я уже говорил, надо восстанавливать бухгалтерский учет. Без этого невозможно будет дальше работать. Кроме пользы бизнесу от нормального учета ничего не будет. При формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2010 год какие изменения законодательства в сфере бухгалтерского учета надо отразить? На что следует обратить внимание? Все зависит от характера деятельности организации, ее объемов и масштабов. В целом в 2009 году до сегодняшнего дня не принято новых Положений (Стандартов) по бухгалтерскому учету. Поэтому говорить о том, что с 2010 года будут новые требования к ведению бухгалтерского учета, наверное, нет смысла. Если у организации есть информация, что рыночная стоимость имущества, например, не соответствует реальной оценке, то ПБУ 4/99 позволяет в исключительных случаях отступить от правил бухгалтерского учета. Какие опасности подстерегают компанию? Каким образом правильно оформить такие отступления от правил учета? Прежде всего необходимо описать причины и последствия подобного неприменения правил бухгалтерского учета в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Опасность состоит в том, что аудитор подобные отступления может не признать. Тогда отчетность будет признана недостоверной со всеми вытекающими последствиями начиная от штрафных санкций за ненадлежащее ведение бухгалтерского учета и заканчивая в исключительных случаях ликвидацией компании как организации, не представившей бухгалтерскую отчетность. Игорь Николаевич, спасибо Вам большое за интересный разговор. Всегда рад помочь читателям. Беседу провела |