Гарант-Сервис
Звоните нам:
8 (4812) 244-259
клиентский отдел Гнутова Юлия 8 910-115-33-91
отдел продаж Зыкова Ольга 8 920-668-88-36

Тема: Актуальные вопросы регулирования трудовых отношений и надзора в сфере труда

8 июля 2021 8.00 - 15.00 (мск) Выступление Заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ивана Ивановича ШКЛОВЦА
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Виды конкурсов
2 апреля 2014
Виды конкурсов
Конкурс подразумевает не один способ выбора контрагентов, а целую группу способов, одновременно схожих и не схожих между собой. Разобраться в разновидностях конкурсов и их особенностях поможет настоящая статья.

Понятие «конкурс» употребляется в российском законодательстве в различных контекстах и смыслах. Во-первых, это публичный конкурс как юридическое действие, предусмотренное главой 57 Гражданского кодекса, а также конкурс как способ:

— продажи имущества*(1);
— приватизации, регулируемой законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»*(2);
— реализации имущества должника, имеющей своей целью удовлетворение требований кредиторов в рамках процедуры банкротства*(3).

И наконец, конкурс покупателя — сложная процедура определения участника, представившего наилучшее для заказчика предложение.

Ниже пойдет речь именно о конкурсе покупателя, поскольку для ситуации продажи имущества (в т.ч. для продажи имущества должника и приватизации государственного и муниципального имущества) наиболее распространенной процедурой является аукцион, а конкурс используется редко и лишь в весьма специфических случаях.

Конкурс покупателя нередко смешивают с такими понятиями, как «тендер» и «торги». Здесь стоит отметить, что понятия тендера как такового в действующем российском законодательстве нет, а конкурс является одной из двух разновидностей торгов, о чем подробнее будет сказано ниже.

Правовые основы, специфика разных видов конкурсов покупателя установлены различными нормативными правовыми актами. Общие требования к проведению таких конкурсов перечислены в статьях 447-449 Гражданского кодекса и законе «О защите конкуренции»*(4).

Специальные требования к конкурсам, проводимым отдельными категориями заказчиков, приведены в законах «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» *(5), «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» *(6) (вступил в силу с 01.01.2014). Но предметом регулирования всех этих законов является именно конкурс, организуемый для приобретения товаров, работ или услуг.

Виды конкурсов на покупку

И конкурсы, организуемые государственными закупщиками, и конкурсы для нужд коммерческих организаций базируются на общей методологии. Все конкурсы объединены общим принципом определения победителя: победителем становится участник, предложивший лучшую совокупность условий исполнения договора по критериям, установленным в конкурсной документации.

При этом в современной закупочной практике используется множество разновидностей конкурсов покупателя. Классифицировать такие конкурсы можно по различным основаниям.

В зависимости от круга участников конкурсы подразделяются на открытые и закрытые. Информация об открытых конкурсах находится в свободном доступе (как правило, в сети Интернет), и, таким образом, приглашение к участию в них адресовано неопределенному кругу лиц. Приглашение к участию в закрытом конкурсе направляется лишь потенциальным поставщикам, выбранным для этого организатором, а информация о закрытом конкурсе, как правило, не публикуется. Закрытые конкурсы необходимы для защиты государственной или коммерческой тайны при проведении закупок.

По количеству этапов конкурсы делятся на одноэтапные и многоэтапные. Одноэтапные конкурсы проводятся тогда, когда заказчик изначально определяет необходимую ему продукцию и критерии выбора победителя. Большинство конкурсов являются одноэтапными. Однако в том случае когда заказчик изначально не может самостоятельно определить специфику закупаемой продукции и порядок оценки поступающих по ней предложений, то конкурс проводится в несколько этапов. В этом случае на первом этапе заказчик запрашивает у потенциальных поставщиков их предварительные заявки, в которых формулируется экспертное мнение участников рынка об оптимальных параметрах необходимой заказчику продукции. Это мнение необходимо заказчику для формирования условий закупочной документации. На всех последующих этапах, кроме последнего, эти параметры могут уточняться путем сбора заявок с потенциальных поставщиков. Наконец на последнем этапе заказчик формирует окончательный вариант закупочной документации, устанавливая в нем точные параметры закупаемой продукции, и собирает окончательные заявки поставщиков. Многоэтапные конкурсы, как правило, используются для закупки сложной высокотехнологичной продукции.

По наличию квалификационных требований к поставщику конкурсы делятся на проводимые с предварительной квалификацией и без таковой. Предквалификационный отбор, не будучи отдельным этапом конкурса, является организационно обособленной подготовительной процедурой, в рамках которой заказчик собирает с потенциальных поставщиков не их коммерческие предложения, а документы, подтверждающие квалификацию этих поставщиков. Перечень документов, подтверждающих квалификацию, заранее публикуется заказчиком в конкурсной документации. Лишь те поставщики, которые успешно прошли предварительный квалификационный отбор, допускаются к основной части конкурса, то есть к стадии сбора конкурсных заявок. Предварительная квалификация используется в том случае, когда для исполнения контракта особенно важно убедиться в наличии технических, организационных, квалификационных возможностей поставщика исполнить данный контракт. Однако даже если предварительная квалификация в рамках конкурса не предусмотрена, то заказчик в рамках конкурсной документации все равно может установить минимальные квалификационные требования к поставщику. Например, это может быть требование к опыту работы на рынке, требование об отсутствии задолженности по налогам и сборам, о том, что в отношении поставщика не проводится процедура банкротства, и т.п.

По наличию дополнительных элементов выделяют конкурсы с постквалификацией, конкурсы с переторжкой, конкурсы с обоими названными дополнительными элементами. Постквалификация преследует ту же цель, что и предквалификация, однако при проведении постквалификации проверяется компетенция не всех участников конкурса, а лишь того участника, который был выбран победителем. Соответственно, в отличие от предквалификации постквалификация проводится не до, а после приема конкурсных заявок участников. Переторжка, которая является одной из древнейших торговых процедур, преследует целью снизить финальную цену контракта. Для этого после составления предварительного ранжирования заявок участников по степени их привлекательности все участники получают возможность повысить привлекательность своей заявки, снизив запрашиваемую в данной заявке цену. После снижения цен составляется окончательное ранжирование заявок, при котором победитель может измениться. Переторжка может проводиться как в режиме on-line (в этом случае весь процесс напоминает аукционный торг с перебиванием цен конкурентов), так и путем подачи каждым из участников конверта с той минимальной ценой, на которую он согласен.

Форма проведения конкурса сама по себе является обособленной характеристикой процедуры. Нельзя говорить о таком особом способе проведения конкурса, как электронный конкурс, поскольку все приведенные выше разновидности конкурсов на сегодняшний день могут быть реализованы в электронной форме. Вместе с тем в широком смысле слова по форме их проведения конкурсы можно разделить на традиционные (бумажные) и электронные. Принципиально различаются они тем, что в первом случае организатор и участники конкурса не имеют возможности взаимодействовать в режиме on-line, поскольку заявки участников конкурса и все остальные документы направляются организатору посредством почтовых отправлений: в бумажных конвертах, с помощью e-mail и т.п. Конкурсы в электронной форме проводятся на электронной торговой площадке, где весь документооборот осуществляется в электронной форме, удостоверяется электронными подписями и может совершаться в режиме on-line.

Важно! В Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурс с предквалификацией назван «конкурсом с ограниченным участием», поскольку по итогам предквалификации круг участников такого конкурса ограничивается лишь теми потенциальными поставщиками, которые прошли предварительный квалификационный отбор.

Правовое регулирование конкурсов

Как уже было сказано, основные требования к конкурсу установлены Гражданским кодексом. В частности, статьями 447-449 данного Кодекса конкурс назван одной из двух разновидностей торгов наравне с аукционом. Основное различие между этими двумя разновидностями торгов состоит в принципе определения победителя: при проведении аукциона победителем становится тот, кто предложил лучшую цену, а победителем конкурса — тот, кто предложил лучшую совокупность условий исполнения договора.

Закон N 223-ФЗ называет конкурс основным способом проведения закупки товаров (работ, услуг), при том, что часть 3 статьи 3 этого закона оставляет заказчику право предусмотреть в положении о закупке и иные способы, которые он сможет использовать наравне с конкурсом. На проведение конкурса субъектами Закона N 223-ФЗ не распространяются требования Закона N 44-ФЗ (закона «О контрактной системе»). Но необходимо следовать положениям Гражданского кодекса о заключении договора на торгах, в соответствии с которыми организатор конкурса обязан выбрать победителем одного из участников, допущенных к конкурсу.

Большая часть подходов к регулированию конкурса, закрепленных ранее Федеральным законом от 27 июля 2005 года N 94-ФЗ, сохранена и в новом Законе N 44-ФЗ, согласно которому в сфере госзаказа планируется проводить конкурсы чаще, чем сейчас. На доктринальном уровне конкурс в соответствии с Законом N 44-ФЗ позиционируется как основной способ размещения госзаказа, тогда как в период действия Закона N 94-ФЗ таким основным способом фактически был аукцион. При этом если открытый аукцион и по Закону N 94-ФЗ, и по Закону N 44-ФЗ проводится в электронной форме, то для конкурса, проводимого госзаказчиками, даже новым Законом N 44-ФЗ электронной формы до сих пор не предусмотрено.

В законе «О контрактной системе» расширено легальное определение понятия конкурса. Так, по общему правилу заказчик проводит открытый конкурс — конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации, и к участникам закупки предъявляются единые требования. Также законом N 44-ФЗ вводятся два новых для госзаказа вида конкурсов — конкурс с ограниченным участием (так в новом законе о госзакупках назван конкурс с предквалификационным отбором) и двухэтапный конкурс.

Законом N 44-ФЗ установлены и специальные, по сравнению с Гражданским кодексом, требования к срокам проведения конкурсов. Так, извещение о проведении открытого конкурса публикуется в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе*(7). А если этот конкурс признан несостоявшимся, то при проведении повторного конкурса срок сбора конкурсных заявок сокращается до 10 дней*(8).

Таким образом, несмотря на некоторую специфику регулирования конкурса покупателя в отраслевых законах, можно говорить о наличии в российском законодательстве единообразного подхода к регулированию конкурсов, проводимых с целью закупки товаров, работ и услуг.

Важно! В рамках одного конкурса заказчик может выделить несколько лотов с отдельными объектами закупки (например, в рамках конкурса на оснащение школьных классов в качестве отдельных лотов могут быть выделены мебель, компьютерная техника и учебные пособия). В этом случае на каждый лот подается отдельная заявка и победитель определяется отдельно по каждому лоту.

Д. Казанцев,
руководитель отдела правовой экспертизы компании B2B-Center

А. Подъяблонская,
помощник юрисконсульта компании B2B-Center

«Актуальная бухгалтерия», N 2, февраль 2014 г.


*(1) ст. 447 ГК РФ
*(2) Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
*(3) Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
*(4) гл. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
*(5) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее — Закон N 223-ФЗ)
*(6) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее — Закон N 44-ФЗ, закон «О контрактной системе»)
*(7) ч. 1 ст. 49 Закона N 44-ФЗ
*(8) ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ


Смоленский филиал МИИТ