Гарант-Сервис
Звоните нам:
8 800-700-27-45
клиентский отдел Гнутова Юлия 8 910-115-33-91
отдел продаж Зыкова Ольга 8 920-668-88-36
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Российская организация (заказчик), применяющая общую систему налогообложения, планирует приобретение консультационных услуг у иностранной организации — резидента Аргентины
20 сентября 2012
Вопрос:

Российская организация (заказчик), применяющая общую систему налогообложения, планирует приобретение консультационных услуг у иностранной организации — резидента Аргентины. Иностранная организация постоянного представительства в РФ не имеет, деятельность осуществляет исключительно на территории Аргентины.
Какие налоговые обязательства возникают у заказчика при приобретении консультационных услуг у иностранной организации — резидента Аргентины

Ответ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация, приобретая консультационные услуги у резидента Аргентины, не имеющего постоянного представительства на территории РФ, признается налоговым агентом по НДС и обязана исчислить, удержать из дохода и перечислить в российский бюджет соответствующую сумму налога.

Никаких других налоговых обязательств, в том числе по исполнению обязанностей налогового агента по налогу на прибыль, у российской организации не возникает.

Обоснование вывода:

Налог на добавленную стоимость

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ оказание услуг на территории РФ признается объектом налогообложения по НДС. При этом место реализации услуг определяется в порядке, установленном ст. 148 НК РФ.

Так, при оказании консультационных услуг местом реализации услуг признается территория РФ, если покупатель осуществляет деятельность на территории РФ (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя консультационных услуг на территории РФ на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства.

В свою очередь, местом реализации услуг РФ не признается, если покупатель услуг не осуществляет деятельность на территории РФ (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Поскольку покупателем консультационных услуг в рассматриваемой ситуации является российская организация, оказание таких услуг признается объектом обложения НДС. Документами, подтверждающими место оказания услуг, являются контракт, заключенный с резидентом Аргентины и документы, подтверждающие факт оказания услуг (п. 4 ст. 148 НК РФ).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория РФ, исчисление и уплата НДС в бюджет производятся налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица (письма Минфина России от 24.07.2012 N 03-07-08/213, от 11.11.2011 N 03-07-08/316, от 19.10.2011 N 03-07-08/291, от 12.05.2011 N 03-07-08/145). Налоговая база в данном случае определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом налога.

Отметим, что возникновение обязанностей налогового агента не зависит от того, является ли российская организация плательщиком НДС. Налоговым агентом может быть организация, применяющая специальные налоговые режимы или получившая освобождение от обязанностей налогоплательщика согласно ст.ст. 145, 145.1 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ при удержании налога налоговыми агентами сумма НДС должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, в частности 18%, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на размер указанной налоговой ставки, то есть по ставке 18/118.

Обращаем внимание, что представители Минфина России в письме от 08.09.2011 N 03-07-08/276 отмечают, что если контрактом с налогоплательщиком — иностранным лицом, реализующим консультационные услуги, местом реализации которых признается территория РФ, не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, российскому налогоплательщику — налоговому агенту следует самостоятельно определить налоговую базу для целей НДС, то есть увеличить стоимость услуг на сумму налога.

Таким образом, российская организация, приобретая консультационные услуги у резидента Аргентины, не имеющего постоянного представительства на территории РФ, признается налоговым агентом и должна исчислить, удержать из доходов исполнителя и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Уплата налога должна быть произведена российской организацией одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств резиденту Аргентины (п. 4 ст. 173, п. 4 ст. 174 НК РФ).

При этом, учитывая мнение представителей финансового ведомства, в контракте с резидентом Аргентины целесообразно предусмотреть сумму налога, подлежащую уплате в российский бюджет. В ином случае налоговому агенту придется уплатить НДС за счет собственных средств.

Вместе с тем, на основании п. 3 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ налоговый агент имеет право на налоговые вычеты в сумме уплаченного в бюджет налога. При этом должны соблюдаться определенные условия, а именно:
— налоговый агент состоит на учете в налоговых органах и является налогоплательщиком НДС;
— услуги приобретены для осуществления налогооблагаемой деятельности;
— налог фактически уплачен в бюджет, что подтверждается документально;
— услуги приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов;
— наличие счета-фактуры, который должен быть составлен самим налоговым агентом по общим правилам, определенным ст. 169 НК РФ и в порядке, установленном постановлением Правительства России от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Налог на прибыль

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ, установлены ст. 309 НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную, в частности, с оказанием услуг, ведением иной деятельности. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение (п.п. 2, 3 ст. 306 НК РФ). При этом согласно нормам ст. 307 НК РФ иностранная организация самостоятельно исчисляет и уплачивает налог и представляет налоговую декларацию.

Виды доходов, полученных иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства на территории РФ, относящихся к доходам от источников в РФ, подлежащие обложению налогом на прибыль организаций и удержанию у источника выплаты в РФ, указаны в п. 1 ст. 309 НК РФ. На российскую организацию, выплачивающую такие доходы, возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет РФ налога на прибыль организаций с доходов иностранной организации.

Консультационные услуги, оказываемые иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства в РФ, в п. 1 ст. 309 НК РФ не указаны.

Согласно п. 2 ст. 309 НК РФ, доходы, полученные иностранной организацией от оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, у организации, приобретающей консультационные услуги у иностранной организации — резидента Аргентины, не имеющей постоянного представительства в РФ, обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налога на прибыль не возникает (письмо Минфина России от 14.06.2011 N 03-02-07/1-191).

К сведению:
Правительством РФ и Правительством Аргентинской Республики заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Буэнос-Айрес, 10.10.2001), которая на сегодняшний день не вступила в силу. Вместе с тем постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 353 «О внесении на ратификацию Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» указанная Конвенция одобрена и внесена на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Смоленский филиал МИИТ