Гарант-Сервис
Звоните нам:
8 (4812) 244-259
клиентский отдел Гнутова Юлия 8 910-115-33-91
отдел продаж Зыкова Ольга 8 920-668-88-36

Тема: Актуальные вопросы регулирования трудовых отношений и надзора в сфере труда

8 июля 2021 8.00 - 15.00 (мск) Выступление Заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ивана Ивановича ШКЛОВЦА
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Вычеты по НДФЛ. Из зала арбитражного суда
17 января 2011
Вычеты по НДФЛ. Из зала арбитражного суда

В процессе осуществления налогового контроля за правильностью исчисления и уплаты НДФЛ налоговые органы уделяют особое внимание применению налоговых вычетов. Часто разногласия по их применению решаются в судебном порядке.

Начисление и уплата НДФЛ регулируются гл. 23 НК РФ. Налоговая база по НДФЛ определяется исходя из доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходов в виде материальной выгоды. Однако порядок ее расчета зависит от применяемой к полученному физическим лицом доходу налоговой ставки.

Так, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Стандартные налоговые вычеты

Как определено п. 1 ст. 218 НК РФ, налогоплательщики имеют право на получение стандартных налоговых вычетов:

1. В размере 3 000 руб. за каждый месяц налогового периода. Вычет распространяется, в частности, на лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ).

2. В размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода. Вычет распространяется, в частности, на граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ (пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Распространяется ли данный вычет на граждан, участвующих в боевых действиях на территории Чеченской республики? По мнению судебных органов, такие граждане имеют право на получение стандартного налогового вычета.

ФАС МО в Постановлении от 10.10.2008 N КА-А40/8775-08 рассмотрена кассационная жалоба налогового органа на решение арбитражного суда и апелляционной инстанции о неправомерности привлечения налогоплательщика к ответственности.

По мнению суда, вывод налогового органа основан на неверном толковании закона: на граждан, участвующих в боевых действиях в Чеченской Республике, не распространяется действие пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ. Налоговому органу следовало принять к сведению Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», в приложении «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» которого указано, что в действовавшей в период налоговой проверки редакции закона к странам, на территории которых велись боевые действия, было отнесено: «Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года».

Следовательно, основания для доначисления суммы НДФЛ и соответствующих санкций у налогового органа отсутствовали.

3. В размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода. Вычет распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в пп. 1, 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 руб., данный налоговый вычет не применяется (пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Достаточно часто споры возникают по применению данного налогового вычета в случае отсутствия дохода у налогоплательщика в определенном месяце.

В такой ситуации следует ориентироваться на Постановление Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 N 4431/09. В нем рассмотрена позиция налогового органа, который посчитал, что налоговый агент неправомерно предоставлял стандартные налоговые вычеты по НДФЛ своим работникам при отсутствии у них налогооблагаемых доходов за период нахождения в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста от полутора до трех лет, поскольку данные вычеты не накапливаются в течение налогового периода и не подлежат суммированию нарастающим итогом при отсутствии налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода.

По мнению ВАС, Налоговый кодекс не содержит норм, запрещающих предоставление стандартного налогового вычета за те месяцы, в которых у работников отсутствовал доход, подлежащий обложению НДФЛ.

4. В размере 1 000 руб. за каждый месяц налогового периода (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Вычет распространяется:

— на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;

— на каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.

Данный вычет действует до того момента, когда доход налогоплательщика превысит с начала налогового периода 280 000 руб.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супруга (супруги) родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя. В случае признания ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом, а также признания инвалидом 1-й или 2-й группы учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента в возрасте до 24 лет данный налоговый вычет удваивается.

Помимо этого, вычет в двойном размере предоставляется единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю и действует до месяца, следующего за месяцем его вступления в брак.

Право на двойной вычет имеет только один из родителей, что подтверждается и судебной практикой.

Постановление ФАС УО от 04.06.2009 N Ф09-3590/09-С2: суд установил, что работодатель предоставлял налогоплательщику стандартный вычет на ребенка в двойном размере. При этом такой же вычет получала его бывшая супруга.

ФАС УО указал, что налоговый агент предоставил вычет при отсутствии сведений о получении двойного вычета другим родителем и документов, подтверждающих содержание детей. Учитывая мнение Минфина, высказанное в Письме от 24.12.2007 N 03-04-06-01/450, в котором указано, что право на вычет в двойном размере имеет только тот одинокий родитель, на обеспечении которого находится ребенок, суд пришел к выводу о правомерности доначисления НДФЛ.

Налоговый вычет предоставляется родителям и супругу (супруге) родителя, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет. Практика проверок показывает, что налоговые органы при проведении проверки правомерности применения налогового вычета требуют предъявления налогоплательщиками определенного перечня документов. Однако законодательно такой перечень не утвержден, что подтверждают и судебные органы.

В Постановлении от 02.08.2007 N А56-12499/2006, признавая неправомерным доначисление налогоплательщику сумм НДФЛ, соответствующих пеней и штрафа, ФАС СЗО отклонил доводы налогового органа о том, что лицам, состоящим в браке, для получения стандартного налогового вычета, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, необходимо представить документы в подтверждение этого факта.

Суд указал, что гл. 23 НК РФ не содержит перечня документов, которые налогоплательщик должен представить для получения стандартного налогового вычета, и не ставит возможность применения вычета в зависимость от факта нахождения родителей в зарегистрированном браке. В силу ст. 80 СК РФ родители вне зависимости от факта регистрации брака обязаны содержать ребенка, поэтому основанием для применения стандартного налогового вычета является свидетельство о рождении ребенка, подтверждающее отцовство (материнство) налогоплательщика.

Предоставление стандартного вычета на ребенка не зависит от предоставления иных видов стандартного вычета (п. 2 ст. 218 НК РФ). Так, например, если работнице бюджетного учреждения предоставляется на ребенка налоговый вычет в двойном размере — в сумме 2 000 руб., то она имеет право и на получение стандартного налогового вычета в размере 500 руб. как супруга военнослужащего, погибшего вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы.

Как определено п. 3 ст. 218 НК РФ, стандартный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании поданного им налоговому агенту заявления. Кроме того, если работник начал исполнение трудовых обязанностей на новом месте не с начала налогового периода, то ежемесячные стандартные налоговые вычеты в размере 400 и 1 000 руб. предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы. Сумма полученного дохода подтверждается справкой по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС РФ от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц».

Однако практика проверок показывает, что налоговые агенты требуют представления документов не во всех случаях, что в дальнейшем приводит к судебным разбирательствам с налоговыми органами, считающими, что заявление необходимо.

Так, ФАС УО в Постановлении от 11.11.2009 N Ф09-8703/09-С2 рассмотрена кассационная жалоба налогоплательщика на решение арбитражного суда и апелляционной инстанции о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности.

Основанием для начисления НДФЛ послужили выводы налогового органа о необоснованном предоставлении налоговым агентом стандартного налогового вычета ввиду отсутствия письменных заявлений налогоплательщиков и документов, подтверждающих наличие у них соответствующего права.

Как следует из материалов дела, работник принят на работу не с первого месяца налогового периода, а потому требование налогового органа о представлении документов в подтверждение правильности предоставления стандартного налогового вычета правомерно. Также судами установлено, что налоговый агент не представил документы, подтверждающие наличие и возраст детей работников. Имеющиеся в деле справки с места жительства указанных лиц надлежащими доказательствами не признаны.

В Постановлении ФАС ВСО от 13.06.2006 N А78-5657/05-С2-12/489-Ф02-2197/06-С1 высказана противоположная позиция.

Из материалов дела усматривается, что налоговый агент предоставлял налогоплательщикам (работникам) при исчислении НДФЛ стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, без их письменного заявления на основании справок, выданных администрацией муниципального образования, о наличии у них детей соответствующего возраста.

Поскольку налоговым органом размер предоставленных налоговым агентом стандартных вычетов не оспаривается, вывод суда о правомерности предоставления такого вычета является правильным ввиду того, что представление работниками налоговому агенту справок о наличии детей соответствующего возраста свидетельствует об их намерении получить стандартный налоговый вычет. Следовательно, налоговым агентом нарушений в этой части не допущено.

Социальные налоговые вычеты

Предназначение социального налогового вычета — компенсация гражданам расходов, понесенных на благотворительные цели, обучение, лечение. Его выплата регулируется ст. 219 НК РФ. Однако вычет предоставляется не на все произведенные расходы.

Например, как определено пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, налоговый вычет предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более установленного предельного размера вычета, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Имеет ли право на получение вычета супруг, неуказанный в документах об оплате обучения детей? Отдельные налоговые органы предполагают, что вычет предоставляется только родителю, производившему оплату. При этом они придерживаются позиции ФНС, высказанной в Письме от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@.

Однако судебные органы такую позицию не разделяют — см. Определение ВС РФ от 16.06.2006 N 48-В05-29.

Согласно ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся в том числе доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности. Судьей установлено, что лица состоят в браке, проживают совместно, ведут общее хозяйство, имеют доход и являются налогоплательщиками; плата за обучение ребенка была произведена за счет общих средств супругов.

Смысл п. 2 ст. 219 НК РФ таков, что если оба родителя участвуют в оплате обучения ребенка, то налоговый вычет предоставляется каждому из них и оба родителя вправе получить социальный налоговый вычет в сумме, фактически уплаченной ими за обучение своего ребенка. Статья 219 НК РФ не содержит условия о предоставлении социального вычета только тому супругу, который указан в справке об оплате обучения.

Имущественные налоговые вычеты

Данный налоговый вычет предоставляется как при приобретении, так и при продаже имущества и регулируется ст. 220 НК РФ.

1. При продаже в налоговом периоде жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, налоговый вычет предоставляется в суммах, полученных от продажи имущества, не превышающих 1 000 000 руб. При продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, налоговый вычет предоставляется в суммах, полученных от продажи, не превышающих в целом 250 000 руб.

К какому имуществу относить недостроенный дом, квартиру? По мнению специалистов Минфина, высказанному в Письме от 10.03.2010 N 03-04-05/9-93, не завершенный строительством жилой дом, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке, не признается жилым помещением, но для целей налогообложения подпадает под понятие «иное имущество».

Однако у судебных органов на этот счет иное мнение — см. Постановление ФАС СЗО от 13.01.2010 N А13-7028/2009. В данном постановлении суд признал правомерным применение налогоплательщиком имущественного вычета по НДФЛ в сумме, полученной от продажи недостроенного жилого дома, отклонив доводы инспекции о том, что объект незавершенного строительства не поименован в пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, в связи с чем налогоплательщику может быть предоставлен имущественный вычет в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет. Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих относить не завершенный строительством жилой дом к иному имуществу. Таким образом, жилой дом, вне зависимости от степени его готовности, остается жилым домом, а не иным имуществом.

Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

2. При приобретении имущества налоговый вычет предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ):

— на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

— на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

— на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, не может превышать 2 000 000 руб.

Для получения налогового вычета налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное заявление с приложением к нему документов, подтверждающих право на имущество, а также факт оплаты.

Как определено п. 2 ст. 220 НК РФ, имущественные вычеты предоставляются налогоплательщику по окончании налогового периода после подачи налоговой декларации. Однако налоговое законодательство допускает получение вычета и до окончания налогового периода. Он может быть предоставлен налогоплательщику при его обращении к работодателю, исполняющему обязанности налогового агента, при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@ «О форме уведомления».

Если в налоговом периоде налогоплательщик не смог воспользоваться вычетом в полном объеме, то он вправе представить в налоговый орган заявление о предоставлении нового (повторного) уведомления о подтверждении права на имущественный вычет для предъявления его новому работодателю — налоговому агенту. Однако может возникнуть ситуация, когда в уведомлении налогового органа будет указан предыдущий работодатель. Имеет ли в таком случае налогоплательщик право на получение имущественного налогового вычета у нового работодателя?

В Налоговом кодексе запрета на получение налогового вычета не установлено.

Аналогичную позицию занимают судебные органы — см. Постановление ФАС ВСО от 21.06.2007 N АЗЗ-17346/06-Ф02-3684/07.

По мнению налогового органа, налоговым агентом предоставлен налоговый вычет своему работнику в нарушение п. 3 ст. 220 НК РФ, поскольку в уведомлении о подтверждении налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет указан другой налоговый агент.

Судом апелляционной инстанции установлено, что работник обратился к работодателю с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета, подтвердив право на него уведомлением о подтверждении налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет, выданным для предъявления другому налоговому агенту. Суд, оценив представленные доказательства с учетом того, что в спорный период второй налоговый агент являлся единственным работодателем работника, пришел к обоснованному выводу о правомерности его действий, так как право выбора налогового агента, у которого физическое лицо будет получать имущественный налоговый вычет, предоставлено ему Налоговым кодексом, а наличие в тексте уведомления указания на место предоставления вычета, по существу, ограничивает указанное право.

Профессиональные налоговые вычеты

Данные вычеты предусмотрены ст. 221 НК РФ. Право на них имеют:

— физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов;

— лица, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, — в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг);

— лица, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, как авторы открытий, изобретений и промышленных образцов, — в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. В случае если расходы документально подтвердить невозможно, они принимаются к вычету в процентах к сумме начисленного дохода, определенных ст. 221 НК РФ.

При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.

Указанные налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту. При отсутствии налогового агента профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода. Стоит отметить, что до 01.01.2010, то есть до внесения изменения в Налоговый кодекс Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-Ф3, при отсутствии налогового агента право на предоставление профессионального налогового вычета возникало после подачи в налоговый орган налоговой декларации и заявления.

Кроме того, данным законом изменен перечень расходов, которые налогоплательщик вправе учесть в составе профессионального налогового вычета: теперь к ним относится только государственная пошлина, уплачиваемая в связи с профессиональной деятельностью налогоплательщика.


Смоленский филиал МИИТ