Гарант-Сервис
Звоните нам:
8 (4812) 244-259
клиентский отдел Гнутова Юлия 8 910-115-33-91
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Для оптимизации работы над отчетностью по МСФО стандартизируйте процессы
13 ноября 2013
Для оптимизации работы над отчетностью по МСФО стандартизируйте процессы
«Для оптимизации работы над отчетностью по МСФО стандартизируйте процессы» (интервью с Е. Остренко, заместителем директора департамента экономики и финансов по международной отчетности компании "УК «Интергео»)

Грамотно организовать процесс подготовки отчетности по МСФО — это настоящее искусство, которое достигается путем решения сложных вопросов. Наиболее актуальные вопросы на сегодняшний день следующие: стоит ли привлекать сторонних специалистов или попробовать справиться своими силами, какой программный продукт выбрать, как организовать систему внутреннего контроля на предприятии? Своим опытом решения этих и других вопросов поделился Евгений Остренко, заместитель директора департамента экономики и финансов по международной отчетности компании "УК «Интергео».

Евгений, расскажите, пожалуйста, какие выгоды получила компания в результате перехода на МСФО?
Наша компания осуществляет подготовку отчетности по МСФО начиная с 2008 года. Мы готовим такую отчетность ежеквартально.

По моему мнению, отчетность по МСФО — это, с одной стороны, инструмент, который необходим для общения с инвесторами, а с другой стороны, при наличии желания и понимания со стороны руководства, это еще и инструмент для анализа деятельности компании, понимания рисков и проблемных вопросов с точки зрения экономики предприятия. Некоторые вопросы, возникающие при подготовке отчетности по МСФО, заставляют руководителей более внимательно и пристально смотреть на них не только со стороны отчетности как таковой, но и со стороны оценки последствий решения таких вопросов для компании. Это касается, например, вопросов обесценения активов, которые требуют тщательного анализа, а также понимания со стороны руководителей дальнейших планов по использованию активов, в отношении которых проводится проверка на обесценение. То есть обесценение — это не сугубо бухгалтерский вопрос, для его решения необходим анализ реальных планов деятельности компании.

Как решались возникающие проблемы?
Вопросы технического характера решались либо с привлечением IT-специалистов компании (например наладка каналов связи с дочерними компаниями для передачи данных), либо собственными силами отдела МСФО (например доработка используемых трансформационных моделей). Организационные проблемы практически не возникали, так как в компании существует понимание важности отчетности по МСФО и персонал достаточно дисциплинирован — задержек с предоставлением информации нет. Методологические вопросы решаются по мере их возникновения путем анализа стандартов, разъяснений к ним, методических материалов и отраслевой практики.

Какой программный продукт применяете для подготовки отчетности по МСФО? Почему сделали такой выбор?
Сейчас не используем программный продукт, ведем учет по МСФО в Excel. На текущем этапе этого достаточно, так как наша Группа компаний небольшая и количество операций не настолько велико, чтобы их автоматизировать. Кроме того, по срокам мы вполне успеваем подготовить отчетность вовремя, обходясь Excel.

Проверяется ли в вашей компании эффективность подготовленной отчетности по МСФО?
Формальных процедур нет, однако по итогам аудиторских проверок анализируются замечания, принимаются меры по недопущению ошибок в будущем. Анализируются как ошибки технического характера (например, связанные с переносом данных из одного файла в другой), так и методологические ошибки, либо замечания, возникшие в связи с несвоевременной передачей информации. Соответственно вносятся изменения в используемые трансформационные модели (например, добавляются новые проверочные ячейки), либо меняется методика расчета корректировок, либо налаживается процесс запроса и передачи информации внутри компании для целей аудита.

Как организована система внутреннего контроля над подготовкой отчетности по МСФО в вашей компании?

Система внутреннего контроля включает несколько элементов.

На уровне российских бухгалтерских книг главные бухгалтеры обязаны заполнять контрольные опросники по закрытию участков учета (основные средства, заработная плата, денежные средства и т.д.), тем самым подтверждая, что все операции проведены и книги закрыты и не будут меняться. Кроме того, в отдел МСФО предоставляются сведения о непроведенных в РСБУ операциях, которые относятся к отчетному периоду, но не отражены в учете из-за отсутствия документов (например, акт по буровым работам за декабрь подписан январем, поэтому в РСБУ будет отражен в январе, а в МСФО его нужно отразить в декабре). В случае допроведения операций в РСБУ сведения о дополнительных проводках предоставляются в отдел МСФО не позднее заранее оговоренной даты.

Между компаниями группы регулярно подписываются акты сверки.

Во избежание технических ошибок используемые при составлении отчетности файлы имеют контрольные ячейки для проверки математической верности данных. Например, итоговые строки по какой-либо форме равны сумме остальных строк, а также это увязки раскрытий отчетности с основными формами (отчет о финансовом состоянии, отчет о совокупной прибыли, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств) и основных форм между собой.

При формировании отчетности используются контрольные анкеты по раскрытиям (disclosure checklists). Такие опросники можно найти, например, на сайтах некоторых аудиторских компаний. Они объемные, и большая часть вопросов может не касаться компании (например, нас не очень интересует МСФО 41 «Сельское хозяйство», но тем не менее для самопроверки имеет смысл посмотреть, не забыли ли какое-либо раскрытие включить в отчетность).

Перед началом работ опрашиваются руководители компании для понимания сути основных существенных операций, изменений в деятельности, сделок и других подобных вопросов. На основе таких опросов идентифицируются крупные операции, появляется понимание, у кого какую информацию нужно запросить и какие вопросы, с точки зрения учета, могут возникнуть при подготовке очередной отчетности.

По сложным вопросам мы стараемся обсудить с аудиторами подход к учету до начала проверки.
Отдел МСФО регулярно посещает семинары по МСФО, проводимые АССА (например, я недавно участвовал в вебинаре по учету в добывающих отраслях, где коллеги поделились, в частности, своим опытом расчета резерва по выводу объектов из эксплуатации в соответствии с IFRS 6 и IAS 37).

Евгений, как, по Вашему мнению, можно оптимизировать процесс подготовки отчетности по МСФО? В частности, как организовать работу над подготовкой отчетности таким образом, чтобы другие подразделения компании вовремя и без лишних вопросов предоставляли необходимую специалистам по МСФО информацию?

Для оптимизации работы над подготовкой отчетности по МСФО с другими подразделениями необходимо стандартизировать запросы, составлять подробные инструкции к ним (например, формат акта сверки для внутригрупповых операций либо формат письма, которое должны предоставить юристы по судебным искам). Также нужно указывать сроки при отправке запросов в подразделения.

Подготовка отчетности по МСФО достаточно дорогостоящий процесс. Как Вы считаете, можно ли сократить издержки?

Да, можно. Если отчетность составляется регулярно, то готовить ее своими силами. А если привлекать внешних специалистов, то на четко оговоренные виды работ и по часовой ставке, а также отслеживать потраченное ими время. Если отчетность по МСФО — разовый проект (например для продажи бизнеса), то, конечно, лучше привлечь внешних консультантов. Если отчетность готовится не чаще чем раз в год, то, возможно, привлекать внешних консультантов дешевле, чем иметь собственный штат специалистов.
Минимизировать ошибки в отчетности, что сэкономит время и, соответственно, издержки на аудит. Организовать процесс передачи информации аудиторам, чтобы сократить время на аудит. Проводить тендеры на аудит, оценку и другие услуги, связанные с подготовкой отчетности. Стандартизировать все используемые файлы, документы и прочее. Заранее обсуждать с аудиторами сложные методологические вопросы.

Евгений, какие советы Вы бы дали компаниям, которые только собираются перейти на МСФО?

Понимать, для чего готовится отчетность и какие показатели наиболее важны, чтобы не столкнуться с тем, что нужно решать «вчерашнюю» проблему, и чтобы контролировать процесс. Если у компании нет такого понимания, процесс могут взять в свои руки консультанты или аудиторы, что не всегда хорошо.
Взвешенно подходить к выбору аудиторов — понять, какой опыт у команды в отрасли, где работает ваша компания, какие условия аудита предлагаются по срокам и стоимости.

При наборе персонала обращать внимание прежде всего на опыт работы кандидата и оценивать его способность решать конкретные задачи.

Не спешить с автоматизацией — сначала отладить процесс подготовки, отработать методологию, чтобы четко понимать требования к системе, чтобы не ошибиться с выбором ПО и четко ставить задачу программистам.

Беседу провела
А. Выручаева,
эксперт по финансовому законодательству

«Актуальная бухгалтерия», N 10, октябрь 2013 г.


Смоленский филиал МИИТ