Гарант-Сервис
Звоните нам:
8 800-700-27-45
клиентский отдел Гнутова Юлия 8 910-115-33-91
отдел продаж Зыкова Ольга 8 920-668-88-36
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Деофшоризация российской экономики: обзор нормативных документов
12 марта 2015
Деофшоризация российской экономики: обзор нормативных документов
В 2014 году наши законодатели разработали целый ряд нормативных документов, направленных на борьбу с компаниями, которые любыми способами стремятся вывести свою прибыль за рубеж. Часть этих документов находятся пока на стадии законопроектов, а часть уже приобрели статус федеральных законов, внеся изменения в действующее законодательство, в том числе в обе части Налогового кодекса, в Уголовно-процессуальный кодекс. Изменения достаточно объемны, поэтому детально рассмотрим их (с комментариями) в нескольких номерах. А в настоящей статье дадим лишь краткий обзор перемен.

Все началось с Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 320, которым была утверждена государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

В приложении 3 к данному документу, посвященном основным мерам правового регулирования в сфере реализации указанной госпрограммы, обозначен ряд подпрограмм. Среди прочих названа подпрограмма 5 «Обеспечение функционирования и развитие налоговой системы РФ». В ней есть перечень основных мероприятий данного направления, в том числе мероприятие 5.5 «Деофшоризация национальной экономики». В этой части на 2014 год было запланировано:
— создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и определение налогового резидентства организаций;
— ратификация Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (далее — Конвенция)*(1);
— утверждение типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями и на его основе переговоры о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения;
— наделение Правительства РФ полномочиями по утверждению норм беспошлинного ввоза товаров физическими лицами для личного пользования в случаях, предусмотренных международными договорами.

На 2015 год запланировано внесение изменений в таможенное законодательство Таможенного союза, регулирующее нормы беспошлинного ввоза товаров физическими лицами.

Рассмотрим, какие же нормативные документы были приняты во исполнение указанного постановления.

Во-первых, это Федеральный закон N 376-ФЗ*(2), вступивший в силу с 01.01.2015. Он внес изменения в Налоговый кодекс, предполагающие:
— установление механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний;
— появление понятия налогового резидентства организаций (обратите внимание, что речь идет о непосредственно налоговом, а не юридическом резидентстве);
— возникновение института бенефициарного собственника;
— установление механизма налогообложения при «косвенной» продаже недвижимости, находящейся на территории РФ, и раскрытие информации в случае, если недвижимостью Российской Федерации владеет (является собственником) компания — нерезидент РФ (то есть иностранная).

Федеральный закон N 376-ФЗ предусматривает переходный период (до 01.01.2017), в течение которого действуют некоторые послабления. В следующем номере журнала данный документ будет рассмотрен более детально.

К сведению. В Госдуму внесен проект федерального закона N 613077-6 «О неотложных мерах в связи с налоговой амнистией и стимулированием возврата в Российскую Федерацию денежных средств из оффшорных территорий и иных государств ближнего и дальнего зарубежья».

Это только законопроект, его дальнейшая судьба пока неясна. В нем определен специальный порядок возврата в Россию денежных средств, размещенных на счетах в зарубежных банках, а также декларирования имущества, объектов интеллектуальной деятельности, долей и акций в иностранных компаниях и структурах (в том числе трастах). В законопроекте предусмотрено, что субъекту, который легализует доходы, государство гарантирует освобождение от обязанности по предоставлению информации об источниках получения легализованных доходов.

Также отмечено, что легализация является исключительной разовой акцией с освобождением от ответственности по отдельным преступлениям, административным правонарушениям, предусмотренным федеральными законами РФ, и с признанием государством прав на имущественные объекты легализации. В налоговый орган подается декларация о доходах, подлежащих легализации, с указанием соответствующей информации и названные в законопроекте документы. Денежные средства (финансовый капитал) субъекта легализации считаются легализованными с даты акта о легализации доходов.
Частично льготный порядок (в плане налогообложения) уже закреплен в Федеральном законе N 376-ФЗ.

Во-вторых, это Федеральный закон от 04.11.2014 N 325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам» (начал действовать с 16.11.2014).

Помощь по налоговым делам состоит в обмене информацией (включая проведение одновременных проверок и участие в налоговых проверках за границей), в содействии взиманию налогов и в направлении документов.

К Конвенции присоединились уже 70 стран, в том числе Испания, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Великобритания. Швейцария и Кипр подписали, но еще не ратифицировали Конвенцию. Британские Виргинские острова сами не подписывали Конвенцию, однако Великобритания, под суверенитетом которой они находятся, распространила на них ее действие.

Присоединение России к Конвенции расширит возможности ФНС получать налоговую информацию у зарубежных контролирующих органов.

В Конвенции закреплены три вида обмена информацией между странами:
— обмен по запросу (ст. 5). В этом случае одно государство запрашивает у другого информацию относительно отдельных лиц или операций;
— автоматический (ст. 6). Предполагается ежегодный автоматический обмен сведениями между странами — информацию собирают финансовые учреждения (предположительно финансовыми учреждениями будут банки), приводят в установленный вид и передают налоговым органам для пересылки за рубеж. Подготовлен список стран, которые первыми проведут автоматический обмен уже в конце 2017 года. России пока нет в этом списке. Однако наша страна уже подтвердила готовность инвестировать необходимые ресурсы в подготовку к автоматическому обмену информацией;
— инициативный (спонтанный) (ст. 7). Одно государство по собственной инициативе направляет другому государству информацию, если, например, у него возникли основания полагать, что это другое государство несет налоговые потери в результате умышленных действий налогоплательщиков.

Отметим, что обмен информации осуществляется и на сегодняшний момент, например, по договорам об избежании двойного налогообложения российские налоговые органы в соответствии с порядком обмена информацией могут получить не просто данные о том, существует ли и уплачивает ли налоги зарубежный контрагент российского налогоплательщика, но и о том, какая у него численность персонала, есть ли у него офис, отражены ли конкретные хозяйственные операции в его учете, от кого получены денежные средства, перечисленные затем в Российскую Федерацию.

Поэтому ратификация Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам приводит к усилению возможностей налоговой инспекции РФ (до этого ее возможности ограничивались только странами, с которыми заключены договоры об избежании двойного налогообложения), обеспечивает новые ресурсы и инструменты для получения информации.

В-третьих, Постановлением Правительства РФ от 14.08.2014 N 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам» (начало действия документа 27.08.2014) одобрено типовое соглашение между Правительством РФ и правительством иностранного государства об обмене информацией по налоговым делам.

Типовое соглашение является основой для заключения соглашений с зарубежными странами, в первую очередь с офшорами, с которыми у России нет соглашений об избежании двойного налогообложения.

Согласно данному документу компетентные органы сторон соглашения оказывают содействие друг другу посредством обмена информацией, которая может считаться существенной для налогового администрирования и соблюдения законодательства государств. При этом соглашение распространяется на налоги любого вида или наименования, взимаемые от имени государств — сторон соглашения. Также предусмотрена возможность проведения представителями налоговых органов одного государства контрольных мероприятий в другом государстве либо присутствия этих представителей на проверках.

В типовом соглашении имеется перечень сведений, указываемых в международном запросе налогового органа, названы источники информации, которая находится в распоряжении банков, других финансовых организаций и любого лица, действующего на правах агента или доверенного лица, включая номинальных держателей и доверительных управляющих. Плюс открытой для налоговиков другого государства является информация о собственниках компаний, товариществ, трастов, фондов и других лиц.

К сведению. В Госдуму внесен проект федерального закона N 599495-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Планируется дополнить Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» новыми положениями, в частности, нормой о том, что при регистрации юридических лиц предоставляются помимо остальных необходимых документов данные контролирующих лиц учредителей — резидентов РФ. Создаваемому юридическому лицу будет отказано в госрегистрации, если оно не предоставит такие данные.

Об уголовной ответственности и расширении полномочий следственных органов

Федеральным законом от 22.10.2014 N 308-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (действуют с 22.10.2014).

В частности, признана утратившей силу ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, согласно которой поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях служат только те материалы, что направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Иными словами, теперь следователь может возбудить уголовное дело и без выявления недоплаты налога в рамках налоговой проверки.
В свою очередь, ст. 144 УПК РФ дополняется ч. 7-9, описывающими процедуру возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, предусмотренным ст. 198-199.1 УК РФ*(3).

Так, основанием для возбуждения дела может служить поступившее из органов дознания сообщение о преступлениях.

Следователь не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в налоговый орган, вышестоящий по отношению к налоговому органу, в котором находится на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

Налоговый орган рассматривает полученные материалы 15 суток и направляет следователю один из трех ответов:
— подтверждает нарушение, если проверка за спорный период уже проводилась;
— информирует о проводимой в настоящее время проверке;
— указывает на отсутствие сведений о нарушении, если обстоятельства не исследовались при проверке.
Но закон позволяет возбудить дело и до получения из налогового органа ответа при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

С учетом новых правил возбуждение уголовных дел может стать механизмом принудительного взыскания налогов вне рамок регулирования налогового законодательства РФ. Таким образом, по имеющимся материалам у следственных органов в части уклонения от уплаты налогов в том числе с применением низконалоговых юрисдикций (офшорных компаний) следователь может возбудить уголовное дело и при отсутствии сведений от налоговых органов.

К сведению. В Госдуму внесен проект федерального закона N 599584-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». В нем также прослеживается общая тенденция, направленная на деофшоризацию и борьбу с уклонением от налогообложения.

Проект предусматривает возможность конфискации у юридических лиц, в том числе банковских учреждений, имущества, которое используется в целях пособничества организации в уклонении от уплаты налогов.

Кроме того, предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 199 УК РФ, дополнив ее квалифицирующими признаками, которые влекут за собой усиление ответственности (по сравнению с ч. 1 данной статьи) за уклонение от уплаты налогов. К существующим двум (деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору и (или) в особо крупном размере) предлагается добавить еще три признака, а именно деяния, совершенные:
— организованной группой лиц;
— с использованием незаконно созданных (подставных) компаний;
— с сокрытием или искажением информации в отношении контролируемых иностранных компаний или контролируемых сделок.

Изменений в части определения «крупного размера» и «особо крупного размера» не планируется. Напомним, что крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. руб., при условии что доля неуплаченного превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн. руб., при условии что доля неуплаченного превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. руб.

* * *

Итак, цели, которые преследовали законодатели, внося вышеперечисленные изменения, были такими:
— борьба с уклонением от налогообложения перемещаемой за рубеж прибыли;
— осуществление налогообложения в Российской Федерации прибыли, полученной иностранными компаниями, контролируемыми российскими компаниями и физическими лицами;
— увеличение осведомленности (информированности) контролирующих органов путем обмена информацией в налоговых целях с другими государствами, а также путем получения информации непосредственно от налогоплательщиков (организаций и физлиц) о компаниях, открытых и зарегистрированных за границей.

В следующих номерах рассмотрим более подробно изменения и дополнения, внесенные в ч. I и II НК РФ в отношении контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Данные изменения содержат немало сюрпризов для налогоплательщиков и, чтобы не возникло негативных ситуаций, необходимо детально разобраться и проанализировать влияние новшеств на компанию или бизнес в целом.

Т.Н. Нефедова,
эксперт журнала
«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»

«Актуальная бухгалтерия», N 1, январь 2015 г.


*(1) Совместная конвенция Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (ETS N 127). Заключена в Страсбурге 25.01.1988.
*(2) Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».
*(3) Речь идет о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты налогов и неисполнением обязанностей налоговых агентов.


Смоленский филиал МИИТ